Образовательный процесс

11.10.2018

Образовательный процесс

E-mailПечатьPDF

 

Образование – социальный институт, Бурятская школа-гимназия – его структурный элемент, основные концептуальные подходы построения
образовательного процесса которой реализуют принципы универсального образования для детей с повышенной мотивацией к учению, поэтому при организации учебно – воспитательного процесса широко используется инфрастуктура микрорайона и г. Улан-Удэ



Основные направления экспериментальной работы

Содержание инновационной деятельности БШГ №29 определяется её концепцией, принципами, целями и реализуется через следующие программы: 

1. Программа "Я и Мир".
Гармонизация отношений человека с природой через знакомство с современной естественнонаучной картиной мира, проблемами биосферы и Вселенной в целом с учетом традиционного миропонимания и мировосприятия бурятского этноса. Определение места человека в природе в контексте современного, традиционно-этнического и семантико-прагматического понимания, и на этой основе решение проблем экологии и более широко - ноосферы.

2. Программа "Я и Общество".
Гармоническая социализация человека внутри существующей поликультурной и этнокультурной среды через освоение истории, права, культурологии, экономики, философии, социальной семиотики.

3. Программа "Я и Информация".
Рациональное освоение информационной среды через создание предпосылок и условий для непрерывного самообразования, адекватного современному уровню научно-технического прогресса и традиционно-этническому мировосприятию.

4. Программа "Я и Я".
Адекватное самовосприятие, осознание своей полноценности, достаточности во всех отношениях, в том числе и как представителя определенного этноса, через освоение специальных знаний в области психологии, физиологии, истории, философии, языка, семиотики. 

Исходные теоретические положения экспериментальной работы:

1. Программа "Я и Мир".
Одной из важнейших задач экспериментальной работы является преодоление в образовании существующего разобщения двух компонентов культуры: естественнонаучного и гуманитарного, преодоление его путем их взаимообогащения и поиска целостной культуры.

Основным направлением решения этой задачи должно стать включение цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и, соответственно, - цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование.

Ввиду своей новизны особенно ложной является проблема включения в гуманитарное направление образования элементов естественнонаучных знаний. На наш взгляд, это должны быть целостные концептуальные курсы математики и естествознания, ориентированные на формирование элементов рационального мышления и представлений современной научной картины мира, учитывающие особенности менталитета гуманитариев и особенности традиционно-этнического мировосприятия.

2. Программа "Я и Общество".
Реально защищенной и свободной в социальном отношении может быть лишь широко образованная личность, способная гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с изменениями в экономике и социальной жизни общества.

Целостное образование как одно из средств достижения гармонии личности и общества в согласии с природой на основе развитого этнического мировосприятия способно реализовать естественную потребность человека в самореализации, рефлексии, в рациональной смене сфер деятельности. 

3. Программа "Я и Информация".
Тенденция постоянного и быстрого обновления знаний, глобального роста информации требует в рамках экспериментальной работы решения следующих задач:
формирование способности акцентировать внимание на освоении основных существенных, фундаментальных, устойчивых знаний, лежащих в основе научной и традиционно-этнической картин мира, представленного миром космоса, миром человека и общества, миром человеческой цивилизации и происходящих в них фундаментальных процессов; 
формирование потребности в непрерывном самообразовании, развитии самостоятельного и творческого подхода к знаниям.

4. Программа "Я и Я".
Ликвидация односторонности в психологических установках относительно вопросов культуры вообще и национальной в частности создает возможности увеличения необходимой стабильности контактов людей, развитию должной толерантности. Это требует решения задач развития: 
адекватного самовосприятия; 
осознание полноценности и достаточности во всех отношениях, в том числе и как представителя определенного этноса. 

Поставленные задачи приводят к необходимости диверсификации структуры образования, его целей и содержания для обеспечения возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, наиболее полно соответствующих целям личности.

При этом задача экспериментальной работы БШГ №29 состоит в определении иерархии мотивов и целей ученика. В соответствии с современными методами профессионального консультирования одним из направлений экспериментальной работы является выявление и формирование структуры целей человека. Основанием такого подхода служит следующее положение: уровень достигаемых в жизни результатов выше у людей, получивших помощь в развитии способностей, необходимых для реализации их собственных целей, в отличие от людей с врожденными способностями, но не имеющими затем внешнюю помощь для реализации своих интересов. Таким образом, обеспечение
восприятия современной научной и традиционно-этнической картин мира; 
гармонической социализации полноценности и достаточности во всех отношениях, в том числе и как представителя человека внутри существующей поликультурной и этнокультурной среды; 
условий рационального освоения информационной среды; 
адекватного самовосприятия, рефлексии требует инноваций в содержании и структуре образования, предлагаемого БШГ №29. 

В связи с этим существует необходимость введения в образовательный процесс БШГ №29 соответствующих научных и традиционно-этнических знаний, средств обучения, образовательных технологий и методик, дисциплин и курсов, способных: 
отражать, с одной стороны, фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке, с другой - своеобразие синтеза культур Востока и Запада; 
использовать достижения культурологии, философии, этнографии, этнологии, синергетики, психологии, психонейролингвистики, семиотики и других областей знания, возникающих на стыке наук и позволяющих выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.