Функциональная грамотность
Что такое «функциональная
грамотность»?
Одно из наиболее
распространенных определений функциональной грамотности дал советский и
российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень
созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного
исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних
школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся
15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в обществе?».
В исследовании
оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания,
умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления
исследования: читательская грамотность, математическая и
естественнонаучная.
Каждое задание PISA –
это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного
характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня
сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему,
которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие
функциональной грамотности
1. Читательская
грамотность. Способность человека понимать и использовать
письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2.. Естественно-научная
грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая
грамотность. Способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая
грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере
финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению
качества жизни.
5. Креативное
мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе
выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного
выражения воображения.
6. Глобальные
компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и
ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с
людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных
лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы
Федерального
уровня:
Приказ Министерства
Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев
оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных
исследований качества подготовки обучающихся" ( скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном
банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (скачать)
Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению
функциональной грамотности.( скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом
обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (скачать)
Методические материалы:
Электронный банк заданий
для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки
естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Банк заданий по функциональной грамотности от
издательства Просвещение- https://media.prosv.ru/fg/
Примеры открытых заданий PISA по
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и
заданий по совместному решению задач - открыть
Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности"
- открыть
Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и
оценка на уроке" - открыть