«Утверждаю» Директор Дониров Б.А. _____________________ «___»__августа_2021_г. План работы школьной библиотеки «Бурятской гимназии №29» на 2021 /2022 уч. год г.Улан-Удэ 2021 г. I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Задачи библиотеки: 1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечнобиблиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов. 2. Сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя. 3. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов в области информационных технологий и педагогических инноваций. 4. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств ( книг, учебников, газет, журналов видеоматериалов). 5. Способствовать развитию ответственности у детей за сохранность учебников и художественной литературы. 6. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения. Направления деятельности библиотеки: 1. Пополнение банка педагогической информации. 2. Разработка, приобретение, усовершенствование программного обеспечения. 3. Оказание методической помощи педагогам, родителям и учащимся в получении информации. 4. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможности просмотреть и отобрать средства обучения. Основные функции библиотеки: 1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформированные в концепции гимназии. 2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя. 3. Культурная-просветительская – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся. II. РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ № Содержание работы п/п 1. Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебной литературой на 2021/2022 учебный год. 2. Составление отчетных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебной литературой 3. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников. 4. Составление библиографической модели Срок исполнения Сентябрь Сентябрь Сентябрь Ноябрь 5. 6. 7. 1 2 3 4 5 6 7 8 1. 2. комплектования фонда учебной литературы: а) работа с перспективными библиографическими изданиями ( прайс-листами, каталогами, тем.планами издательств, перечнями учебников, рекомендованных Министерством образования; б) составление совместно с учителями – предметниками заказа на учебники с учетом их требований на 2022/2023 учебный год; в) формирование общешкольного заказа на учебники с учетом замечаний завучей и методических объединений, итогов инвентаризации; г) составление перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; д) прием и обработка поступивших учебников: - оформление накладных; - запись в книгу суммарного учета; - штемпелевание; - оформление картотеки; - составление списков классов с учетом детей из малообеспеченных семей. Прием и выдача учебников по графику. Списание фонда с учетом ветхости и смены программ. Проведение работы по сохранности учебного фонда. Обеспечение свободного доступа в фонды библиотеки: - к художественному фонду ( для учащихся 1-5 кл.); - к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников. Выдача изданий читателям. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Систематическое наблюдение за своевременным возвратом выданных изданий. Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей. Работа по мелкому ремонту книг, учебников. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа. Оформление новых разделителей: - полочные разделители по темам и классам. Оформление подписки на 1 полугодие 2014 года. Оформление подписки на 2 полугодие 2014 года. Май-Июнь август-сентябрь Май Декабрь, Апрель Постоянно Постоянно Постоянно Конец четверти. Постоянно На каникулах. По мере накопления В течение года. Ноябрь Апрель III СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № Содержание работы Срок исполнения п/п 1. 2. Пополнение и редактирование системы каталогов и картотек: - алфавитного каталога; - систематического каталога; - систематической картотеки статей; - краеведческой картотеки; - картотеки методико-педагогической литературы. Выполнение тематических и информационных справок. по мере поступления Постоянно IV. РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ I 1. 2. 3. 4. 5. 6. II Ш Индивидуальная работа. Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, учителей, родителей и др. Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы о прочитанном. Рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку. Выставка новых поступлений «новые книги». «Десять самых любимых книг»- рейтинг самых популярных изданий. Массовая работа. В помощь учебному процессу: -Выставка учебно-методических комплектов «Знакомьтесь, новый учебник!» - В помощь учебному процессу – выставкасовет: «Что я знаю о ЕГЭ?» - Выставка - «Вам, выпускники!» (в помощь профориентации) В помощь социализации личности Воспитание здорового образа жизни: Выставки: – «Скажи наркотикам – нет» – «Мама, папа, я – спортивная семья». - «О вредных привычках» с обзором книг. Конкурс:-«Турнир рыцарей» Нравственное воспитание. 1. «Азбука вежливости» - игровой тренинг 3-5 кл. 2. «Милая мама» - беседа к Всемирному Дню Матери.- 6-7 кл. 3. «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» выставка – просмотр с обзором книг к Дню 8 Марта -2-3 кл. 4. Тематические книжные полки «Читайте с увлечением, все эти приключения» Постоянно Постоянно Постоянно По мере поступления По мере поступления Май В течение года В течение года Ноябрь Февраль Сентябрь Октябрь Март В течение года Экологическое воспитание. Всемирный день Земли: - выставка «Дайте планете шанс»; - обзор «Экологическая тропа»; 1. «По страницам Красной книги» - игравикторина для 5-6 кл. 2. «Имя беды- наркотики»- обзор книг у выставки. Эстетическое воспитание 1. Тематические выставки к юбилейным датам художников, композиторов и т.п. IV V Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам: 1. День Знаний (подбор стихотворений, сценариев, песен). 2. День Учителя. 3. Прощание с Букварем (подбор материала) 4. Новогодние праздники ( оформление выставки поделок, снежинок и т.д.) 5. День защитника отечества. Выставка – просмотр с обзором книг. 6. Международный женский день. Подбор стихов, песен, сценариев. 7. 9 Мая- День Победы. Выставка«Опаленные войной», о писателях, поэтах, прошедших войну. Обзор у выставки. Беседа о книгах «Маленькие рассказы о большой войне». Ежемесячные выставки к юбилейным датам: 35 лет – Анатолий Рыбаков «Дети Арбата» (1987 год) 50 лет – Братья Стругацкие «Пикник на обочине» (1972 год) 90 лет – М. Шолохов «Поднятая целина» (1932 год) 90 лет – Николай Островский «Как закалялась сталь» (1932 год) 90 лет – Максим Горький «Егор Булычов и другие» (1932 год) 95 лет – «Морфий» Михаила Булгакова (1927 год) 100 лет – Корней Чуковский «Мойдодыр» и «Тараканище» (1922 год) 105 лет – Корней Чуковский «Крокодил» (1917 год) 120 лет – Антон Павлович Чехов «Архиерей» Март Апрель В течение года В течение года (1902 год) 120 лет – Максим Горький «На дне» (1902 год) 130 лет – А.П. Чехов «Палата № 6» (1892 год) 135 лет – А. П. Чехов «Каштанка» (1887 год) 150 лет – Ф. М. Достоевский «Бесы» (1872 год) 150 лет – Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (1872 год) 155 лет – И. Тургенев «Дым» (1867 год) 160 лет – И. Тургенев «Отцы и дети» (1862 год) 165 лет – Л. Толстой «Юность» (1857 год) 170 лет – Л. Толстой «Детство» (1852 год) 170 лет – Иван Тургенев «Муму» (1852 год) 175 лет – Иван Гончаров «Обыкновенная история» (1847 год) 180 лет – 1-й том поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (1842 год) 185 лет – М. Лермонтов «Смерть Поэта» (1837 год) 190 лет – великая трагедия «Фауст» И. В. Гёте (1832 год) 190 лет – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и другие произведения (1832 год) 190 лет – Николай Гоголь повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832 год) 230 лет – Николая Карамзин «Бедная Лиза» (1792 год) VI Работа с педагогическим коллективом: - информирование учителей о новой учебной и учебно-методической литературе на педагогических советах, планерках; - оказание помощи в подборе документов для семинаров, пед.советов и др.; - консультационно-информационная работа с метод.объединениями, направленная на оптимальный выбор учебников и уч. пособий; - участие в организации Дня Учителя, Последнего звонка, Дня гимназиста - подборка сценариев. V БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ 1класс. Тема1: Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятие «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Тема 2: Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку. В течение года Как самому выбрать книгу (тем.полки, кн.выставки, ящики для выбора книг). Тема3: Правила и умения обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. 2,3 класс. Тема 1: Знакомство с библиотекой. (экскурсия). Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал». Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Тема 2: Структура книги. Кто и как создает книги. Оформление книги - обложка, переплет, корешок. Тема 3: Газеты и журналы для детей. Понятие о газете и журнале. Выставка детских журналов. 4 класс. Тема 1: Структура книги – углубление знаний о структуре книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Тема 2: Выбор книг в библиотеке. Первое знакомство с каталогом. Тема 3: Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Структура справочной литературы 5 класс. Тема 1. История книги. Тема 2. Искусство книги. Художники иллюстраторы. Тема 3. Структура книги: аннотация, предисловие, послесловие. Тема 4. Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталоги. 6 класс. Тема 1.Выбор книг. Библиографические указатели. Понятие «библиография», ее назначение Тема 2. Справочная литература. 7 класс. Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Тема 2. Использование справочного аппарата книги в поиске информации. Тема 3. Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, учебной, справочной литературы. 8 класс. Тема 1.Книги по естественным наукам и технике. Специфика книг. Связь со школьной программой. Тема 2. Художественная литература. Основные жанры и виды. 9 класс. Тема 1. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества. Тема 2. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации. Тема 3. Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмы их решения. 10,11 класс. Тема1. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся. Тема 2. Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научнопознавательной деятельности. Тема 3. Информационная культура и новые информационные технологии. VI. VI. Профессиональное развитие - Участие в городских совещаниях, проводимых В течение года управлением образования города. - Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотек. - Повышение квалификации на курсах